Издаём, что хотим
Независимые книжные издательства
Мы издаём книги, которые нравятся нам самим.
Что же такое независимые издательства? И почему они так важны на книжном рынке?

Крупные издательства, как правило, нацелены на масштабное книгопечатание для получения прибыли. Ориентирование на спрос и большие тиражи — главные особенности этих издательств.

С независимыми дела обстоят иначе. Книги выходят нечасто, но благодаря индивидуальному подходу к выбору публикуемых рукописей, необычному дизайну и повышенному вниманию к качеству печати эти издательства находят свою аудиторию. Одним словом, они всегда нацелены на своего читателя. Обычно маленькие издательства преследуют конкретные идеи: привитие интереса к чтению, забота об окружающей среде, освещение социальных проблем, открытие неизвестных имён — и в этом тоже их особенность.

Такие издательства нужны в книжном мире, чтобы иногда среди множества одинаково популярных, одинаково оформленных книг, можно было найти что-то особенное, чему бы радовались глаза и сердце.


«Белая ворона»
Независимое издательство «Белая ворона» выпускает книги для детей, подростков и их родителей с 2013 года. Особенностью издательства стало внимание к малоизвестным в России скандинавским авторам. Переводы и публикация их рукописей — это основная деятельность «Белой вороны».


Недавно издательство провело большой конкурс среди молодых авторов из Скандинавии, Западной Европы, Северной Америки и России. В результате этой акции им прислали более трёхсот рукописей, и из них были выбраны самые интересные и актуальные.

Смелые ребята из «Белой вороны» даже в тяжёлый период пандемии активно продолжали свою работу, одними из первых перестроились на онлайн-формат, развивали социальные сети, публиковали интервью с зарубежными авторами.

За прошлый год они издали около пятидесяти книг, создали несколько громких проектов, один из которых даже оказался на Первом канале в программе «Доброе утро». До пандемии успели встретиться с норвежским автором Хансом Улавом Хамраном, а на днях сделали скринлайф-спектакль по его книге в Zoom.

При выборе книг «Белая ворона» в первую очередь ориентируется на качество текстов и иллюстраций. Они не задаются вопросом: «Чему научит эта книга?», избегают стереотипов и не боятся неудобных тем.

Социальные сети

Страницы независимого издательства «Белая ворона» можно найти в VK, Twitter, Facebook и Instagram. Они насчитывают от 8 до 20 тысяч подписчиков. Их ведут сотрудники PR-службы, которые делают контент разнообразным и создают имидж организации. Они регулярно публикуют информацию о новинках издательства и аудиокнигах. Периодически в «Белой вороне» выходят интервью с писателями. Администрация групп «Белой вороны» активно общается с читателями и старается создавать материал, учитывая их интересы.
Книга Фарли Моуэта «Собака, которая не хотела быть просто собакой» — это автобиографический рассказ о его семье, детстве и любимой собаке. Моуэты — большие любители приключений, путешествий и домашних животных. Однажды в эту обычную фермерскую семью попадает щенок неопознанной породы по имени Матт. Матт не хочет быть просто собакой, он хочет быть личностью! Он действительно обладает «человеческими» качествами, его можно назвать настоящим членом семьи Моуэтов. Именно пёс становится центральным персонажем повести, попадает вместе с семейством в различные приключения, которые остаются в памяти Фарли весёлыми историями. Книга будет интересна не только детям, но и их родителям: яркий динамичный сюжет, лёгкий язык и чудесный юмор никого не оставят равнодушным.

Фарли Моуэт
"Собака, которая не хотела быть просто собакой"
«Popcorn Books»
Popcorn Books — продвинутое современное издательство. Будучи совсем юным (основано в 2018 году), оно выпускает захватывающие художественные книги для молодёжи, которые затрагивают сложные темы. Например, самоидентификация, отношение к собственному телу, психические расстройства, дискриминация и многие другие.




Они доброжелательны, открыты, отвечают всем, кто направляет рукописи. Также издают
и зарубежную прозу.

У них есть очень удобный, простой и стильный сайт (https://popcornbooks.me/), на котором можно найти информацию об авторах и книгах. Рядом с каждой из них есть две кнопки: ссылки на Bookmate и на «Киоск» (партнёрский магазин, где можно заказать выпущенную литературу и мерч по демократичным ценам).
В Instagram @popcorn.books публикуют анонсы, аннотации книг, цитаты и интересные факты, отзывы и рецензии блогеров, записывают прямые эфиры с авторами. Эта платформа, пожалуй, больше всего подходит для взаимодействия с читателями, и издательство активно идёт на контакт, общается с аудиторией, проводит различные интерактивы в stories (флешмобы, реакции, опросы и другие).
В VK гораздо меньше инструментов вовлечения подписчиков в диалог, но и здесь издательство очень активно: в группе Popcorn.books (https://vk.com/popcornbooks) постят творческие планы писателей, фрагменты из текстов, устраивают розыгрыши.
Кроме того, недавно издательство стало создавать музыкальные подборки на Spotify (https://open.spotify.com/user/q2psc77vn6x5zmld0k5whpjww), которые способствуют лучшему погружению в особый мир каждой книги.
Активно осваивается и TikTok (https://vm.tiktok.com/ZSKruX8u/), привлекая не только молодёжную аудиторию, но и подростковую. Здесь и забавные скетчи, которые понятны только «своим» читателям, и атмосферные видео-зарисовки с книгами.
Аккаунт издательства в Twitter (https://twitter.com/popcornbooks) – уютное, камерное местечко, где команда в неформальной обстановке делится новостями и постит мемы.


Автор Лесли Уолтон, перевод Эллы Гохмарк
Издательство Popcorn Books


Роман «Светлая печаль Авы Лавендер» — исповедальная хроника, автобиография (и даже чуть глубже — целая родословная!) необыкновенной девушки с крыльями. Чтобы разобраться в себе, Ава прокручивает трагические и счастливые моменты жизней прабабушки, бабушки, матери, ведь человек связан с корнями, семьёй. Удастся ли ей вырваться, освободиться от стереотипов и убеждений, пойти собственным путём?

Всё детство девушка провела вдали от общества. Её родственники и без того прослыли странными, но девочка с крыльями — перебор даже для такой семейки. Однажды Ава решается выйти наружу. Ей страшно, сложно, но в то же время здорово и интересно. Эта история — про принятие своих и чужих особенностей, про дружбу и про любовь.

Это приключение, вдохновлённое тихоокеанскими штормами и ветрами, показывает жизнь трогательной, романтичной и волшебной. Здесь постоянно переплетаются боль и любовь, чудеса и повседневность, цвета и запахи, ощущения, судьбы, рождение и смерть.
«БУМКНИГА»
«Бумкнига» — независимое издательство, основанное в 2008 году организаторами Международного фестиваля рисованных историй «Бумфест». Изначально малотиражное издательство, в 2021 году оно занимает одно из ведущих мест в мире российских комиксов.


«Бумкнига» - независимое издательство, основанное в 2008 году организаторами Международного фестиваля рисованных историй «Бумфест». Изначально малотиражное издательство, в 2021-ом году занимает одно из ведущих мест в мире российских комиксов.

Комиксы как начинающих, так и уже опытных авторов со всего мира.
Чтобы глубже погрузиться в работу издательства, мы провели интервью с его основателем и главным редактором Дмитрием Яковлевым.
1. Как издавались книги в 2020 году?

– Дела обстояли странно. В условиях пандемии главной трудностью стало переменчивое настроение читателей. Для любого издательства важно составление издательского плана, однако в пандемию планировать было невозможно.
Помог краудфандинг (*Краудфандинг — способ коллективного финансирования, основанный на добровольном участии).


Сначала мы собирали деньги, а только потом печатали. Так вышло несколько комиксов, в том числе и книга-картинка для детей и родителей. Кроме того, мы получили новый опыт общения с партнёрами онлайн, например, с независимым магазином «Подписные издания».
2. Наблюдался ли рост рукописей в 2020 году, о чём писали авторы?

– Нам постоянно кто-то что-то присылает, но нельзя сказать, что количество публикуемых книг увеличилось. Новинок мы сейчас публикуем немного – ищем оригинальные и захватывающие идеи. Скоро мы начнём работу над новым проектом: главной героиней комикса станет девушка с биполярным расстройством личности. В лечебнице она познакомится с другими пациентами, у каждого из которых своя история.

3. Какие комиксы входят в ваш топ-3 новинок?

– 1. «Вышивки» Маржан Сатрапи,
2. «Знаки течения» Юлия Никитина,
3. «Через» Том Огома.

4. Что вас отличает от других похожих издательств, чувствуется ли конкуренция?

– Мы издаём интеллектуальные комиксы, а на рынке фактически никто не занимается этим постоянно. Наши романы не про супергероев, а про реальную жизнь людей: этапы взросления, трудности, социальные проблемы. Этим мы, пожалуй, отличаемся от остальных издательств.

Говоря о конкуренции, стоит отметить, что её больше не между разными издательствами комиксов, а между разными медиа: комиксом и литературой, комиксом и кино.
5. Мы решили выбрать для проекта комикс «Путешествия по Эрмитажу» от Варвары Помидор и Дарьи Агаповой. Почему вы выбрали именно эту идею для издания? И почему впоследствии она была реализована другим издательством?

– Надо сказать, что музейные проекты чаще всего я видел во Франции. Там уже больше десяти лет издается целая серия с Лувром. Меня это очень заинтересовало, и конечно же, живя в Санкт-Петербурге, я подумал, что здорово было бы сделать собственный комикс про Эрмитаж, который поможет читателю открыть для себя этот музей. С этой идеей я обратился к Варваре Помидор – художнице и автору этой книги. Ей эта история понравилась. Мы решили, что будет идеально, если эту книгу выпустят "при музее". А издательство «Арка» – это как раз партнёр Эрмитажа, они печатают книги, так или иначе с ним связанные. Мы предложили им этот проект, и всё получилось.

6. Он всё равно считается вашим проектом?

Да, он считается нашим проектом. Мы продаём эти книги и поставляем их в магазины. Я ничего страшного в этом не вижу: так книгу получается лучше продвигать. Сейчас Варвара работает над второй частью этой книги. На этот раз в центре внимания окажется японский зал Эрмитажа. Варвара Помидор воплощает в жизнь и другие проекты, один из которых будет реализован уже в этом году.

«Путешествия по Эрмитажу»
Варвары Помидор и Дарьи Агаповой.
«Путешествия по Эрмитажу» Варвары Помидор и Дарьи Агаповой.

«Путешествия по Эрмитажу» Варвары Помидор и Дарьи Агаповой - история Таси и Вани, «путешествующих во времени». Они ищут уединения в мире искусства, который неожиданно оживает на глазах читателя страница за страницей.

Путешествие во времени? Встреча с Рембрандтом? Это возможно. Комикс от «Бумкниги» перенесет читателя в залы Эрмитажа, где картины становятся порталами истории.

Отправиться на прогулку по Эрмитажу вместе с героями комикса и погрузиться в атмосферу музея позволяет детальная рисовка, приятные цвета и мягкие графические решения.

Здесь оживает искусство, и его история становится близкой и понятной, становится тем миром, в котором хочется жить.

Открывать для себя музей можно начать с нашего буктрейлера:

Варвара Помидор и Дарья Агапова
"Путешествия по Эрмитажу"
Издательство живет тут:
https://boomkniga.ru/about/ - официальный сайт
https://www.facebook.com/boomkniga/ - Facebook
https://www.instagram.com/boomkniga/ - Instagram
https://vk.com/boomkniga - ВКонтакте

На каждой странице в соцсетях ведутся активные обсуждения новинок.
В Instagram составляются подборки, отвечают на вопросы читателей, царит уютная атмосфера.


«Альпина»
«Альпина» – издательская группа из 8 подразделений.


«Альпина Паблишер» – выпускает книги прикладной направленности. Это книги по бизнесу и экономике, гуманитарным и естественным наукам, личной эффективности и воспитанию детей, а также книги для творчества.

«Альпина Нон-фикшн» – специализируется на научно-популярной литературе. Это познавательные и расширяющие кругозор книги, которые в доступной форме рассказывают о научных достижениях, истории, культуре, философии и психологии.

«Alpina B2B» – создаёт юбилейные издания о компаниях и людях, книги о технологиях и продуктах. Alpina B2B помогает авторам с написанием книг и обеспечивает издательскую поддержку полного цикла. Помимо традиционных бумажных книг, Alpina B2B выпускает электронные и аудиокниги, создаёт мультимедийные проекты, а также придумывает креативные книжные подарки для клиентов, сотрудников компаний и их детей.

«Alpina Digital» – самая большая корпоративная электронная библиотека деловой литературы на русском языке. В основе библиотеки — платформа для загрузки, чтения и скачивания электронных книг и документов, доступная на компьютере, планшете и смартфоне.

«Альпина T&D» (от англ.Training & Development) – разрабатывает курсы дистанционного обучения и интерактивные книги для компаний и организаций.

«Теории и практики» (T&P) – проводит образовательные мероприятия оффлайн (лекции, круглые столы, мастер-классы, показы фильмов, семинары, стажировки) и онлайн (курсы, вебинары и т. д.).
«Альпина Дети» (самое новое направление у "Альпины") – занимательная и развивающая литература для детей и книги по воспитанию, и это не переводные, а оригинальные издания, созданные с нуля с привлечением лучших российских художников, педагогов и писателей.

«Интернет-магазин» – продаёт книги по издательской цене.
В наступление пандемии издательство переориентировалось на онлайн-формат - продажи, маркетинг и PR.
"Например, мы запустили акцию «70 бесплатный электронных книг». Каждый, кто зарегистрировался на нашем сайте … или в мобильных приложениях в период действия акции, получал возможность активировать промокод и получить подборку из 70 электронных книг бесплатно. Мы получили несколько миллионов охватов в СМИ и блогах. Также это повысило узнаваемость бренда." - поделилась с нами Софья Ярошевич, пиар менеджер издательства "Альпина".
Что касается книг неэлектронных, издательство не перенесло печать на осень. Чтобы ускорить сроки выхода книг, первые тиражи новинок выпускались в цифровой типографии Т8 небольшими тиражами в 500 экземпляров. Следующие тиражи выпускались в офсете стандартными тиражами (как правило, от 1000 до 3000 тыс экземпляров).

Также издательством активно проводятся онлайн-встречи и до сих пор.

"Открытиями для нас стали, пожалуй, способность быстро переориентироваться на другие форматы планирования и коммуникаций. Также мы приняли решение запустить направление «Альпина. Проза».
Главное открытие, хотя мы всегда это знали, но в очередной раз убедились – как никогда была важна сплоченность команды, особенно в моменты неопределенности, резкого перехода на удаленную работу и необходимости в разработке новых форматов. Без взаимопонимания, уважения и нацеленности на общий результат ничто не сработает. Идеальная команда понимает друг друга с полуслова и эта синергия помогает двигаться вперед и выходить на новые уровни." - Софья Ярошевич, PR-менеджер
Издательство «Альпина Паблишер»

«С одной стороны, всегда хорошо иметь акционерное соглашение, а с другой — мы люди интеллигентные и у нас есть ценности, которые превыше денег. В частности — ценность дружбы,» — Алексей Ильин, основатель и генеральный директор издательской группы «Альпина».
Источник: https://style.rbc.ru/
people/5bf7dad19a7947b3c7196073

Альпина сайт: https://www.alpinabook.ru

Альпина в ВК: https://vk.com/ideabooks

Альпина в Инстаграм: https://www.instagram.com/alpinabook/

Alpina B2B специализируется на выпуске книг для корпоративных клиентов. Авторами часто выступают генеральные директора или собственники крупных компаний. У них, как правило, нет времени писать текст книги и не всегда есть навыки. Поэтому Alpina B2B помогает начинающим авторам: нанимает райтера, который может написать книгу на основе интервью с заказчиком, собрать фактуру для книги и т.д. Впоследствии редакторы совершенствуют текст, корректор делает вычитку. Заказчики получают от издательства полный цикл производства книги: текст, печать в типографии, маркетинг, пиар, продажи в книжных магазинах.
Аннотация к книге "Пиши рьяно, редактируй резво"

Книга не содержит каких-то формул о том, как писать, потому что построена исключительно на опыте, но в то же время в ней нет ни одного лишнего предложения. Она вдохновляет начинающего автора, мотивирует лёгким, мягким юмором. Из множества выпущенных «Альпиной» книг мы выбрали именно её, потому что подумали, что книга будет интересна стажёрам направления «Литературное творчество». Среди нас много как уже пишущих, так и тех, кому тяжело начать работу над текстом. А диалоги с писателями безумно вдохновляют создать что-то прямо в момент чтения. Книга «Пиши рьяно, редактируй резво» окажется полезной для подростков, которые ищут себя в литературном творчестве.

В 2020 "Альпина" запустила направление Alpina Z, в рамках которого издает Young Adult как российских, так и зарубежных авторов. Также издательство регулярно сотрудничает с образовательными проектами и университетами, стараясь привлечь внимание студентов.

Поток рукописей у "Альпины" всегда достаточно большой, по оценкам редакции, до публикации доходят около 2% от присланных авторских заявок.
В процессе работы над проектом мы открыли для себя мир независимых издательств и познакомились с их представителями. Это пространство свободных мыслей, новых идей, творческих решений, и мы смогли почувствовать себя его частью.
Над проектом работали: