Типа детство:
большие проблемы глазами ребёнка

Хотите встать на путь воина? Для начала вам нужно познакомиться с Артуром, Крутым Али, Аминой, типа мамой и многими другими, узнать, почему лезгинку танцуют с пистолетом, придумать себе боевое имя…
И самое важное – понять, кто вы на самом деле.
Во всём этом вам поможет книга Ислама Ханипаева
«Типа я».
Весь текст – это моя попытка просто повеселиться. Это был COVID: всем было грустно, одиноко, и я просто решил попробовать для себя новый формат написания текста.
До этого я пытался как бы нагружать текст смыслами, сделать его достаточно плотным, большим. А эта повесть – мое желание поднять настроение самому себе, супруге, поэтому
я бандитствовал по-полной,
пока писал этот текст.

рассказал Ислам Ханипаев.


Мир глазами Артура
Типа жизнь
Воины древности ценили каждый миг своей жизни и жизни своих близких они знали, что смерть в любой момент может их забрать.
Об этом не понаслышке известно герою повести Ислама Ханипаева «Типа я» Артуру, ведь его мама погибла в ужасной аварии, когда мальчику
было 6 лет.

После смерти мамы он попал в чужую семью,
в чужой дом, где из окон не видно ставшего родным моря. Артур живёт там, где «все крутые часто дерутся», а родину принято называть «ямой».
Изо дня в день наблюдая на улицах разборки взрослых, мальчик думает о том, что жизнь это противостояние, где выживает сильнейший.


Иными словами, настоящий воин…

К сожалению, как правило, даже если такое случается, от тебя все равно ждут, что ты будешь маленьким «мужичком». Так что да, повесть «Типа я» о взрослении.
Ислам Ханипаев
Сценарист, режиссёр, автор «Типа я»
Выбери своего бойца
Артур
Безымянный воин
Автор (последователь)
учения Крутого Али, бессменный лидер Суперкрутой команды (название временное).
Румина
Защитница
Сестра Безымянного воина по духу, горю и боевым искусствам. Может применить технику «шелест листьев» и «удар буйвола».
Амина
Принцесса Амик
Красавица, трепетная душа команды, главный камнебросатель.
Та, ради которой стоит нарушить обет безбрачия.

Расул
Первооткрыватель
Немножко умнее лидера. Отличник. Влюблён в Защитницу. В привидения не верит, но очень их боится.
Суперкрутая команда группа воинов, главой которой является Артур.

У каждого члена команды есть звучащее крутое имя, которое придумывалось на основе главного качества бойца. Команда создана неспроста, конечно же у неё есть главная цель найти отца Артура!

У каждого воина свой путь
Типа я
Так кто же такой этот самый «крутой воин»? У каждого свои представления об идеале крутости, но они всегда зависят от окружения, в котором находится человек.

Потеря матери стала серьезной травмой для неокрепшей психики Артура. После смерти мамы он попал в приемную семью. Но это не единственная важная проблема в жизни мальчика. Он, сколько себя помнит, растет без папы. Ему не хватает отеческой поддержки, мужского воспитания. Кроме того отсутствие отца становится предметом травли. Поэтому герой хочет стать сильным, злым и ни от кого не зависеть. Этому и учит мальчика его «идол»
Крутой Али.

Я никак не мог понять, с кем же обсуждать Артуру окружающий мир. Неужели он будет говорить сам с собой? Или он будет вести дневник? Или у него появится реальный хороший друг? Собирательным образом для меня был Хабиб Нурмагомедов – известный борец. Молодежь Дагестана на него очень сильно равняется. И поэтому я подумал: почему бы не сделать что-то подобное, то, к чему стремится 8 из 10 детей Дагестана, мальчишек. Вот как появился Крутой Али – он появился мгновенно, как и Артур.

Ислам Ханипаев
Сценарист, режиссёр, автор «Типа я»
Артур
Крутой Али, ты помнишь моего папу?
Крутой Али
Нет.
Aртур
А какой он был?
Крутой Али
Я же сказал, не помню.
Артур
Мне просто интересно.
Крутой Али
А мне вообще не интересно. Тебе он даже не нужен!
Артур
Всем нужны папы!
Крутой Али
Воинам не нужны родители. Им самим по себе хорошо!

Артур
Но мне не хорошо, мне вообще не хорошо.
Если детям не хорошо, родители должны быть рядом.
Хоть я и не ребенок, я все равно хочу, чтобы он был рядом.
У меня день рождения скоро, а где он?!

Артуру нравится ходить в школу, но он считает, что крутой и сильный воин, каким он хочет быть, должен не учить уроки, получать плохие отметки. Еще ему нравится Амина, но ради достижения великой цели, он дал обет безбрачия

(по совету Али).

В Дагестане «Правила воина» – некое объяснение, почему и что происходит. Если вы увидите условно драку, никто никогда не будет разбираться, почему это произошло; важно кто, с кем, кто победил – конец. То есть очень много вещей происходят вне логики, они просто происходят.

Ислам Ханипаев
Сценарист, режиссёр, автор «Типа я»
Правила крутого воина
Крутой и злой воин может говорить без причины разные слова и не обязан знать смысл этих слов
Значения «модных» слов не всегда понятны каждому, кто их произносит. Ребёнок постигает мир, а значит, «впитывает» знания о мире активнее взрослого. Из-за этого он подвержен внешнему влиянию сильнее. Так и появилось это правило.
Девушкам можно плакать, мужикам нельзя
Мальчики не плачут. Возможно, на Артура повлияла обстановка, в которой он живёт, действительность Дагестана. «Мужики» на родине Артура решают проблемы дракой и сквернословием, а не слезами. Если все так делают, делай так же.
Каждому воину нужна четкая поддержка, свои пацаны, которые, если чё, зарубятся за тебя на непонятках
На самом деле, это характеристика настоящих друзей с использованием сленга. Как мы помним, друг в беде не бросит…
Лучший воин должен чем-то отличаться от остальных, чтобы быть особенным воином

Быть особенным воином значит привлекать внимание. Если ты чем-то выделяешься, к тебе относятся иначе. Для ребёнка это особенно важно.

У любого воина должен быть акцент, запиши это правило
Акцент – это сила. С понедельника нужно учиться говорить с акцентом, ведь все крутые политики и спортсмены Дагестана без него не обходятся.



Постепенно герой начинает понимать, что идеалы, которым приказывал следовать Крутой Али, прямо противоречат его настоящим чувствам и убеждениям. Что же делать в такой ситуации? Плыть по течению, стараясь завоевать авторитет в глазах хулиганов-одноклассников,
или слушать собственное сердце? Выбор очень непростой...



Как справляться с детской травмой?
Типа взрослый

Мы попросили психолога

ОЦ «Сириус» Артёма Антонова ответить на вопросы о детской травме

В результате психологической травмы у Артура сформировалось специфическое мировоззрение, отношение к себе и к миру, страх не понравиться (в нашем случае, быть не крутым). К тому же, ребенок считает всех взрослых лжецами, идеализирует своего отца, понимая при этом, что тот его бросил; стремится стать самым сильным и злым.

После потери родной матери у мальчика уже нет полного доверия к приемной семье, он долгое время «проверяет ее на прочность», пытается понять, любят ли его.

Как смерть родителей в детстве влияет на жизнь ребёнка и его эмоциональное состояние, психологические установки?
Очень по-разному. Тут нет единой картины, то, что является травмирующим событием для одних, может быть достаточно трагичным для других. Зависит от наличия родственников, лиц, замещающих родителей, от их реакции. О травматическом детстве говорят провалы в памяти. Обычно Дагестан – достаточно клановое сообщество, удивительно то, что семья отказалась от ребенка, это некое «вычеркивание» из родовой системы, что нетипично для восточных обществ. Вероятно, этот момент гиперболизирован.
Те защиты, которые сработали – вытеснение, амнезия, раздражение, ненависть, – вполне ожидаемая реакция на отречение, которое мальчик испытал трижды: со стороны отца, дяди, и всего клана. Все это вызывает чувство отчуждения, ненужности, пустоты, которую, как кажется, не восполнить без длительной работы по восстановлению психической целостности. На это могут уйти годы и даже десятилетия.
Равноценны ли детские переживания переживаниям взрослых?
Детские и подростковые чувства и эмоции более аффективны, сильно выражены. Более спонтанные, открытые, искренние, яркие. Взрослые в этом смысле толстокожие (большинство, по крайней мере).
За счёт силы выраженности эмоций у детей они проходят быстрее, это можно сравнить с пожарищем и тлением. Пожарище – как проявление сильной экспрессии, для ребенка любое событие может стать настоящий трагедией, но он быстро переключается на что-то другое, и мир снова прекрасен. У взрослых это всё же «тление».
Как проходит эмоциональное взросление?
Каждый переживает эмоциональные потрясения по-разному. Так, близнецы, воспитанные в одинаковых условиях, к ситуации потери одного родителя могут относиться по-разному и переживать это по-своему. Дело в психологических особенностях и нюансах, но причина разных реакций остается большой загадкой. Если адаптация происходит и человек проходит через все жизненные испытания, обычно это приводит к выдающимся талантам и уникальному видению мира. Высокий уровень эмпатии и способность сопереживать объясняется также травмирующим опытом.
Воображаемый друг – норма или повод для тревоги?
Это норма условно до 8 лет. Для детей, которым сложно общаться с другими детьми или родителями, фантазии про воображаемых друзей или родителей вполне себе рабочие. Воображаемые друзья помогают психике защититься, и до 7-8 лет это относительная норма, к 11-12 годам у ребенка формируются способы адаптации, появляются реальные друзья, если же ребёнок не отличает реальность от фантазии – это действительно повод обратиться к психологу, даже психиатру.
Почему у ребенка возникает недоверие ко всем взрослым (кроме родных)?
Это пример идеализации. Такая фантазия появляется не только у детей, потерявших родителей, что где-то есть настоящие родители, которые любят и ждут. Это надежда, идея, которая помогает выжить. «Папа полюбит, папа спасёт, папа заберёт». Одной частью Артур понимает, что отец косвенно виновен в смерти матери, он предал его, другой частью, чтобы выжить, свято верит в него. Это сценарий веры в хорошего родителя. Психика выбирает лучший из известных способов защиты, адаптации к произошедшей ситуации.
Можно ли вернуть доверие ребёнка?
Можно, но сложно. Усилий и времени потребуется в десятки раз больше, и это будет десятки раз проверено и перепроверено. Ребёнок может нуждаться в любви, но при этом запрещать себе испытывать это чувство и проявлять его по отношению к себе. Проще «сыграть» в сценарий предательства, чем быть в любви и принятии.
Книга за 13 дней
Творчество
Топ 10 фактов об авторе
1
Ислам Ханипаев ведет проект «Дневник Дага», в рамках которого делится рассказами о Дагестане с жителями России.
2

Ислам Ханипаев – лауреат литературной премии «Лицей», финалист премии «НОС» (2021), победитель издательской программы арт-кластера «Таврида».

3
Ислам Ханипаев освоил специальность «Нефтегазовое дело».
4
История главного героя «Типа я» не автобиографична. Рассуждения Артура о смерти — это тот редкий случай, когда Ислам передал главному герою что-то от себя восьмилетнего.
5
Книга «Типа я» ценна для автора тем, что вернула его к истокам, напомнила о ценности семьи.
6
Ислам относится к творчеству как к способу рассказать историю. Главный его принцип в работе – «показывай, а не рассказывай».
7
Ислам разрушает стереотипы о писателях, ведь читает он не так много, как мы ожидаем от людей этой профессии.
8
Ислам писал книгу «Типа я» тринадцать дней.
9

«Типа я» – шестое произведение Ислама.

10
Для автора книги этот текст – прежде всего о семье, о том, что родителями могут быть те, кто вырастил, воспитал, кто отдавал «половину своего сердца своему ребенку.

Время полюбоваться Дагестаном
Над лонгридом работала команда проекта
«Интервью: от замысла до публикации» на программе «Литературное творчество. Современный литературный поток» образовательного центра «Сириус» в апреле 2022 года.
Эллина Арипшева
анализ материалов, расшифровка и правка интервью
Елизавета Бажал
интервью, работа над стендовой презентацией и визуальным оформлением лонгрида
Вероника Вуккерт
интервью, работа над стендовой презентацией и визуальным оформлением лонгрида
Глеб Жидков
интервью, расшифровка интервью, работа над стендовой презентацией
Виктория Исупова
анализ критики, расшифровка интервью, создание текста лонгрида работа для стендовой презентацией
Анастасия Лигновская
вёрстка и визуальное оформление лонгрида
Роза Медведенко
интервью, работа над стендовой презентацией
Яна Мокрецова
интервью, работа над инфографикой, визуальным оформлением и стендовой презентацией
Таисия Сулейманова
анализ материалов, расшифровка и правка интервью
  Наталья Сухарева
работа над текстом лонгрида, интервью с психологом, визуальное оформление лонгрида
Софья Сытова
работа над текстом и визуальным оформлением лонгрида, вёрстка
Николай Хоменко
работа над текстом лонгрида, интервью с психологом
Источники