Образовательная программа
«Литературное творчество»
Мастерская
«Психология персонажа»
Невозможно создать поистине стоящее произведение искусства, не обращаясь к психологии. Вам наверняка знакомы увлекательные, часто высокобюджетные, а иногда еще и технически безупречные творческие продукты, напрочь лишенные той силы, которая отличает истинные шедевры. Нередко причиной этого печального противоречия выступает недостаток знаний профессионалов сферы искусства о психике человека. Встает вопрос: можно ли понять человеческую душу, если вы еще очень молоды? Неужели создание великих произведений под силу только умудренным опытом людям?

Артюру Рэмбо было всего 17, когда он сочинил лучшие из своих стихотворений. Эмили Бронте написала «Грозовой перевал» в 29. Лев Толстой обладал отменным здоровьем, работая над повестью «Смерть Ивана Ильича». Эрих Мария Ремарк, автор выдающегося романа «Искра жизни», никогда не сидел в концлагере. Мы зачитываемся их произведениями по сей день.

На занятиях мастерской «Психология персонажа» вы сможете раскрыть в себе творческие потенциалы, о существовании которых не подозревали раньше.
Программа
1 занятие
Ключевые характерологические типы

Лучшие отечественные и зарубежные типологии характеров.
2 занятие
Коммуникация и поступки персонажей через призму транзактного анализа

Модель структуры личности «Родитель, Взрослый. Дитя».
4 экзистенциальные позиции.
Транзакция как единица взаимодействия между персонажами.
Психологические игры.
3 занятие
Архетипы коллективного бессознательного как основа характера персонажа и опорных сюжетных событий

Архетипы Героя, Тени, Анимы и Анимуса, Духа, Трикстера.
4 занятие
Типология персонажей через призму аналитической психологии

Ведущая и подавленная психическая функция как доминанты личности героя: ощущение, интуиция, мышление, чувство.
5 занятие
Самостоятельный психологический анализ кинокейса

Работа в группах: участники выбирают любую из изученных моделей или их комплекс и представляют свой кинокейс – психологический анализ кинофильма.
Итогом работы станет новелла или синопсис кинофильма,
главный герой которого является ярким носителем
одного из изученных характерологических типов.
Что почитать дополнительно:
  1. Бурно М. «О характерах людей»
  2. Ганнушкин П.Б. «Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика»
  3. Индик У. «Психология для сценаристов: построение конфликта в сюжете»
  4. Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков»
  5. Мак Вильямс Н. «Психоаналитическая диагностика»
  6. Стюарт И., Джоинс В. «Современный транзактный анализ»
  7. Фон Франц М-Л. «Лекции по юнговской типологии. Подчинённая функция. Чувствующая функция»
  8. Штайнер К. «Сценарии жизни людей»
  9. Юнг К-Г. «Шесть архетипов»
  10. Instagram psy-блог лектора @v.person.psy: коллекция постов о транзактном анализе («Эго-состояния», «Формула игры», «Сценарий жизни»)
Виталия Валерьевна Вдовенко
Ассистент преподавателя НИУ ВШЭ, лектор проекта «Синхронизация»